11 сентября 2023 г.
Франчайзинг – достаточно популярный способ начать заниматься бизнесом для новичков. Этот тип партнерства выгоден обеим сторонам и имеет массу достоинств. В этой статье вы узнаете, как и где появился франчайзинг, что под ним понимают сегодня и каким он бывает.
Под этим понятием подразумевают особый тип партнерских отношений, в котором две стороны:
Франшиза – это то, что является предметом продажи. Сюда входит вся модель ведения бизнеса, включающая маркетинговую стратегию, стандарты, рекламные материалы и инструкции.
Первые франшизы появились в США в 1950-е годы. Тогда несколько крупных компаний пришли к выводу, что вести бизнес с постоянно растущим количеством точек и филиалов становится все труднее. Нужен был способ сохранить влияние и присутствие, сняв с себя большую часть организационных вопросов. Так и появилась идея сотрудничать с другими мелкими предпринимателям. Начинающий бизнесмен открывал свою точку под известным брендом, оформлял и организовывал ее строго по стандартам, отдавая процент с прибыли в качестве вознаграждения франчайзеру.
В России это заявило о себе с официальным приходом капитализма в 1990-е. Именно тогда у нас появились первые точки известных мировых, а потом и местных брендов. На сегодняшний день на рынке более 3000 различных франшиз. Все это регулируется статьей 54 ГК РФ и оформляется договором коммерческой концессии.
В общих чертах мы уже объяснили, как взаимодействуют стороны между собой. Франчайзер продает право на использование бренда. К нему, как правило, прилагается внушительный набор документов, инструкций, требований. Франчайзи при приобретении делает однократный паушальный взнос. Затем он отчисляет продавцу прав роялти – регулярные платежи, которые составляют процент от прибыли.
Франчайзер контролирует строгое соблюдение стандартов. Он также обеспечивает всестороннюю поддержку покупателя прав, консультирует его по вопросам ведения бизнеса, помогает разобраться во всех тонкостях и объясняет готовые рабочие схемы.
Классический франчайзинг мы описали выше. Однако встречаются и более сложные схемы взаимодействия между партнерами. Например, есть такое понятие как мастер-франшиза. В этом случае предприниматель, купивший права на бренд, может сам их продавать. Это называется субфранчайзингом.
Не нужно забывать и про компании без зарегистрированного товарного знака. Они обычно продают «бизнес под ключ». Как правило, это временные меры. В дальнейшем такой бренд стремится создать полноценную официальную франшизу.
Также есть различные варианты внесения средств. При «мягком» франчайзинге, например, предприниматель платит лишь часть и получает возможность выкупа доли в управляющей компании. Иногда бренд берет на себя все 100% инвестиций, оставляя партнеру лишь организационную работу.
Как мы уже сказали, свои плюсы от такого сотрудничества имеют обе стороны. Так, франчайзи:
Франчайзеры:
При этом, конечно же, франчайзи всегда будут ограничены стандартами, что иногда мешает развивать бизнес в интересном направлении. Есть дополнительные заботы и у продавцов прав. Франчайзеру нужно удерживать партнеров, постоянно развивать систему. Кроме того – всегда есть риск, что предприниматель уйдет из сети, забрав с собой уникальные технологии ведения бизнеса.
И той, и другой стороне нужно хорошо понимать, как работает законодательство о защите прав интеллектуальной собственности. Это убережет от многих проблем и недопонимания в ходе такого сотрудничества. Если собственных знаний недостаточно, можно обратиться к профессиональным юристам – например, в юридическую фирму «Городисский и Партнеры».
Франчайзинг может стать хорошим источником дополнительного дохода для бренда и отличной возможностью для начинающего предпринимателя. Главное – сразу принять все правила этой игры и четко им следовать.