30 мая 2025 г.
Развитие детей по Монтессори широко распространено. Этот авторский метод показывает свою эффективность в формировании успешного, деятельного и довольного жизнью человека. Сегодня специализированные классы для разного возраста можно найти практически в любом городе. Расскажем, в чем заключаются принципы обучения Монтессори.
Мария Монтессори полагала: дети сами интуитивно чувствуют, что им нужно для развития. Это значит, что к их желаниям и потребностям необходимо прислушиваться. Это позволит вовремя распознать таланты и склонности, создать все условия для их развития, а значит, вырастить счастливых и успешных людей.
Дети в Монтессори-группах сами определяют, чем они будут заниматься прямо сейчас и сколько времени на это потратят. Одни будут увлеченно возиться с пирамидками, другие – перекладывать камешки. И то, и другое нормально. Педагог не должен указывать малышу, чем ему заниматься, или отбирать выбранную игрушку раньше времени.
Как мы уже отметили, дети сами выбирают себе занятие. Задача педагога – презентовать материалы и объяснить, как ими правильно пользоваться. Малыш делает выбор, сравнивая разные виды занятий. Это отличная профилактика проблем «я не знаю, чего я хочу на самом деле» во взрослом возрасте.
Малыши сами определяют, как они будут играть. При желании один может предложить занятие с выбранным материалом другому или попроситься в компанию. Какой бы ответ он ни получил, это будет справедливо. Дети в таких классах учатся видеть свои и чужие границы, уважать свободу других, договариваться и находить компромисс, разрешать конфликты, то есть – эффективно взаимодействовать, без обид и манипуляций.
Педагог не может торопить. Это касается как времени, которое малыш выделил себе на занятие с материалом, так и траектории его развития в целом. Это причина, по которой данная система подходит всем детям, в том числе имеющим различные особенности.
Это принципиально отличает систему Монтессори от традиционного подхода к обучению. Фигура учителя-отца, который наставляет, указывает, контролирует и ограничивает, здесь не приветствуется. Вместо нее в классе появляется деликатный взрослый, мягко помогающий малышу сделать то, что он сам хочет.
Организации пространства класса здесь уделяется особое внимание, в частности:
Необходимость коммуницировать с детьми не только своего возраста имеет множество полезных эффектов. Младшие учатся, наблюдая за старшими. Взаимопомощь становится нормой. Малыши находят общий язык с разными людьми, что позитивно сказывается на их социализации.
Даже конфликты дети в состоянии разрешить самостоятельно. Педагог наблюдает и вмешивается только тогда, когда это действительно необходимо. Участия требуют ситуации, в которых малыши не могут договориться, переходят к драке или сами просят о помощи.
Многие Монтессори-материалы сделаны таким образом, чтобы малыш сам мог понять, получилось у него или нет. Это снижает количество стресса в саду. Одно дело, когда тебе на ошибку указывает взрослый, другое – когда ты сам понимаешь, что именно сделал не так, и можешь сразу это исправить.
Многим родителям, которые впервые слышат об этой методике, кажется, что здесь совсем нет правил. Только хаос и вседозволенность. На деле все пространство класса подчиняется правилам, которые соблюдают все – и дети, и взрослые. Это касается следующих вещей:
Эти и многие другие правила реализованы, например, в Монтессори-школе «Земляне» и аналогичных учреждениях. Такой подход позволяет создать безопасную и комфортную среду для развития.